Знание предмета и осознание ответственности — лучшая профилактика экстремизма

Знание предмета и осознание ответственности — лучшая профилактика экстремизма

Описание

18 сентября в соответствии с планом общественно значимых мероприятий по направлению профилактики экстремизма в актовом зале УрГПУ для студентов состоялась лекция руководителя лаборатории социально-политических исследований при экспертно-аналитическом агентстве «Авгур», кандидата исторических наук, доцента Кемеровского государственного университета Вадима Шиллера на тему «Профилактика вовлечения молодежи в псевдорелигиозные, экстремистские и террористические организации».

– Тема очень злободневная, учитывая события, которые происходят сегодня в мире, – отметил, представляя лектора, директор департамента социальной и воспитательной работы Владислав Середа

Свою лекцию Вадим Викторович построил в режиме вопросов и ответов. Он начал с терминов «экстремизм» и «терроризм». Под экстремизмом понимается крайнее, находящееся за гранью дозволенного законом, поведение в области политики, религии, в межрасовых, социальных вопросах. Под это определение подпадают крайние проявления любой идеологии, как ультралевой, так и ультраправой, и крайним проявлением экстремизма является терроризм. 

Трактовка какого-либо явления как экстремистского связана с большой ответственностью. Здесь, как отметил Вадим Шиллер, важна каждая мелочь. Например, существует бесспорно экстремистская, террористическая организация ИГИЛ, не вызывающая никаких вопросов с точки зрения оценки ее деятельности. Но ее название, в котором фигурирует слово «исламский», неожиданно чуть не стало причиной недопонимания с одной из стран Средней Азии – отдельные должностные лица в этой стране решили, что если Россия борется с организацией, называющей себя «Исламское государство», то значит, она против ислама вообще. Недопонимание не переросло в дипломатический конфликт и было тотчас же разрешено к обоюдному удовлетворению сторон, однако этот случай доказал, как важна разъяснительная работа на всех уровнях. 

Много внимания в лекции было уделено нацистской символике. Аудитория разобралась с вопросом, что ею является, а что нет, и почему при использовании, распространении, публичной демонстрации этих запрещенных российским законодательством символов ссылки на «древнеславянские солярные символы» не найдут понимания ни в одном суде. 

Следующим пунктом стали запрещенные псевдорелигиозные секты. Их существует достаточно много, и хотя с большинством из них столкнуться сложно – времена, когда «Белое братство» и подобные организации открыто вербовали адептов прямо на улице, давно прошли, – о них нужно знать. В Сети можно найти материалы, на которых эти секты строят свою доктрину, в частности, о превосходстве славян над  остальными народами. Вадим Шиллер подробно объяснил, почему «Велесова книга» является подделкой, и в чем опасность идеологии «Свидетелей Иеговы». 

Были в лекции и спорные моменты. К удивлению многих присутствующих, радикальный феминизм тоже оказался в числе опасных и наказуемых течений. Как и радикальный маскулинизм. «Межполовая рознь у нас тоже осуждается и преследуется, я считаю, это правильно» – отметил Вадим Шиллер. Спорить с этим постулатом вроде бы трудно. Однако прозвучавшая в качестве примера фамилия Андреа Дворкин, яркой представительницы радикального феминизма, известной именно своей борьбой против насилия в отношении женщин, вызывает недоумение. Ведь ранее речь шла о том, что экстремизм связан с призывами к насилию, разжиганием ненависти. Где в таком случае грань между «разжиганием ненависти» и отстаиванием отдельными людьми или группами людей своих конституционных прав? 

Вопросов, к сожалению, остается больше, чем ответов. Что и доказывает, что тема экстремизма очень сложная, и, приступая к ней, нужно быть готовыми к тому, что за один раз не удастся дать на все возможные вопросы такие ответы, которые удовлетворят взыскательную аудиторию. 

Судебная практика рассмотрения дел, связанных с экстремизмом, в России накопилась уже достаточно большая. И далеко не все вынесенные приговоры общественное мнение принимает единодушно. Студенты вспоминали некоторые громкие дела последних лет и спрашивали, почему одни события трактуются как экстремистские (как процесс женщины, размещавшей на своей странице в социальной сети «В Контакте» новости об Украине), а другие – нет (как убийство семьи в Новосибирске, идейная подоплека которого была освещена только каналом РБК). Они также отметили роль прессы, которая зачастую руководствуется в освещении событий двойными стандартами. Вадим Шиллер постарался на эти вопросы ответить. Судя по тому, что аудитория во второй половине лекции повела диалог уже в тональности сотрудничества, молодые люди ответами были удовлетворены. 

Лекция показала, что говорить об экстремизме, об ответственности за экстремизм, о профилактике экстремизма необходимо, и это должен быть взрослый, честный диалог (именно диалог, не монолог!), поскольку молодежь не живет в информационном вакууме, а имеет возможности самостоятельно добывать информацию, сравнивать разные трактовки одних и тех же событий, делать выводы и ставить свои оценки. В течение нового учебного года эта тема будет обязательно продолжена. УрГПУ благодарит за сотрудничество Уральскую ассоциацию «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», при содействии которой Вадим Шиллер приехал в наш университет.

Участники